Проходит от 1-й линии до Наличной улицы. Длина - около 3280 метров. Один из старейших проспектов города, он исторически складывался как главная магистраль Васильевского острова. Около 1710 года был проложен в виде просеки, продолжившей до взморья направление поперечной аллеи регулярного парка Меншиковской усадьбы. Разрабатывая проект планировки острова, утвержденный в 1716 году, Д. Трезини использовал трассу просеки как главную планировочную ось прямоугольной сети линий и пересекающих их проспектов. Первоначально на планах именовался Большим каналом, отражая проекты планировки Васильевского острова первой четверти XVIII века. Правда широкий судоходный канал так и остался неосуществленной идеей. Но именно благодаря этому проекту проспект получил значительную ширину - более 85 метров. В 1730-х годах именовался - Большой перспективой улицей, Большой перспективой или Большой проспективой. В 1780-х годах появился существующий вариант - Большой проспект. В 1918-1922 получил название в честь австрийского социалиста - проспект Фридриха Адлера, а в 1922-1944 годах проспект Пролетарской Победы. В 1944 году проспекту было возвращено его историческое имя. Застройка сначала была в основном деревянная и в 1730-х годах доходила до 13-й, а в 1750-х - до 18-й линии. В конце ХVIII века были застроены и участки вблизи Галерного селения. Но оставалась неосвоенной нечетная сторона проспекта, который ограничивал Смоленское поле. В 1730-х годах предполагалось разбить бульвары по обеим сторонам магистрали, но в XVIII веке эту идею так и не реализовали. А в 1809 году землю придали тем домам, перед фасадами которых она находилась. Ее нельзя было застраивать, а палисадники предлагалось обнести сквозной оградой. На месте дренажных канав, окаймлявших проезжую часть, в 1808-1811 годах от 1-й до 6-й линии проложили кирпичные галереи и над ними разбили аллеи. Автором проекта был архитектор Л. Руска. Писатель середины XIX века И. И. Панаев отмечал: "Вы идете как будто по большой аллее сада, потому что домов не видать за кустами и деревьями. За 7-й линией появляются уже деревянные мостки вместо плитных тротуаров; экипажи все реже и реже; за 12-й линией вам попадаются только извозчичьи дрожки, и то изредка. Здесь и пешеходов-то немного...". 1870-е годы явились началом больших инженерных работ - прокладки линии конно-железной дороги, по которой в 1907 году пошел трамвай, сооружение водопроводной магистрали. Важным этапом развития проспекта явилась застройка его со стороны Смоленского поля - от 21-й линии до нынешней Детской улицы. Продолжалось возведение многоэтажных доходных домов. За Косой линией проспект сужается, здесь уже нет бульваров по четной стороне. Хотя по проектам планировки острова он и здесь должен был сохранять прежнюю ширину. Его нарушение относится к концу XVIII века, и постепенно здесь возникла каменная застройка. В 1884 году сужение проспекта было официально закреплено. Правда, на нечетной стороне проспекта, на Смоленском поле, где строились здания городского ведомства, отводилась полоса для садов. И до Детской улицы проспект на нечетной стороне почти сохраняют прежнюю красную линию. В 1950-х годах сквер был продлен до улицы Шевченко. Сразу после революции проспект стал административным и общественным центром района - здесь разместились райком партии, а затем и райсовет. Ныне располагается администрация района. В 1922 году архитектурная мастерская, руководимая И. А. Фоминым, создала проект, которым предусматривалось объединить все бывшие частные сады на проспекте в длинные бульвары по обеим сторонам мостовой. Его реализовали на участке от 1-й до 6-й линии. В 1927 году архитекторы Л. А. Ильин и В. В. Данилов и садовый мастер Р. Ф. Катцер разработали новый проект в развитие идеи Фомина: вместо одного проезда устроили три - два боковых и один центральный, шириной 19 метров, для транзитного транспорта. Широкие бульвары пролегли до 24-й линии. С 1994-1997 годов их от проезжей части отделяет металлическая решетка. Она изготовлена в ТОО "Олимп", основанном на базе предприятия "Эскалатор". Во время блокады магистраль оказалась в зоне интенсивных обстрелов и бомбардировок. Многие здания получили повреждения, деревянные строения были разобраны на топливо. В конце 1940-х и первой половине 1950-х годов на месте разрушенных домов - преимущественно у Смоленского поля и Гавани - были выстроены жилые и общественные здания в формах неоклассицизма. В 1953 году сняли трамвайные пути, заменили булыжное покрытие асфальтобетонным. В 1954 году открылось троллейбусное движение. Были установлены монументальные осветительные колонны художественного литья, изготовленные по эскизам архитектора В. С. Василь-ковского и скульптора В. В. Исаевой. К 1968 году закончилось формирование прибрежной площади Морской Славы, сооружение причалов Ленинградского морского пассажирского вокзала. Тогда же были смонтированы три выставочных павильона на берегу, а в 1982 году завершилось сооружение здания Морского вокзала. Магистраль вышла к Финскому заливу. Застройку проспекта открывает здания относящиеся к лютеранской церкви Святой Екатерины - 1/20. В центре ансамбля - кирка, построенная по проекту выдающегося зодчего Ю. М. Фельтена в 1768-1771 годах. На проспект выходит ее главный фасад с четырехколонным дорическим портиком. В 1902-1903 годах по проекту архитектора Л. X. Маршнера по обеим сторонам портика пристроили помещения для лестниц, а статуи святых Петра и Павла перенесли из ниш по сторонам входа в ниши этих пристроек. Здание увенчано небольшим куполом на высоком барабане, игравшим роль архитектурной доминанты среди невысокой застройки этой части проспекта в конце XVIII и первой половине XIX века. В 1783-1784 годах архитектор А. И. Жерве возвел часть дома, выходящего на 1-ю линию под 20, - ту, которая примыкает к участку 22. В 1807-1808 годах строитель И. И. Щербаков присоединил вторую часть - она оформила угол 1-й линии и проспекта. В 1830-1850-х годах обе они перестраивались. Из архитектурных деталей первоначального убранства сохранилась легкая кованая решетка балкона со стороны 1-й линии. В 1859 году архитектор В. Я. Лангваген реставрировал кирку и одновременно возвел по левую сторону ее каменный четырехэтажный жилой корпус, оформивший угол проспекта и нынешней улицы Репина. Во время войны его угловая часть была разрушена бомбой. При восстановлении дома в 1946 году фасады получили классицистическую обработку по образцу симметричного ему дома на углу 1-й линии (архитектор Ф. 3. Мазель). На фасаде дома 1/20 сохранилась мемориальная доска с отметкой уровня и надписями по-русски и по-немецки: "Высота воды 7-го ноября 1824 г.". Среди жителей этих домов в 1860-х годах был адъюнкт Академии наук Л. И. Шренк, впоследствии академик. Зоолог по специальности, он исследовал Сибирь и Дальний Восток. В этом доме он работал над "Очерками физической географии Северо-Японского моря" и другими крупными трудами. В 1864 году жил выдающийся журналист Г. 3. Елисеев, который в то время вел отдел внутренних обозрений в знаменитом журнале "Современник". В 1915 году тут родился и до ареста в 1937 году жил Г. С. Жженов, впоследствии народный артист СССР. С 1927 по 1948 год, со стороны улицы Репина, находилась квартира выдающегося филолога-романиста академика В. Ф. Шишмарева. В то время он заведовал кафедрой университета. На основе его уникальной личной библиотеки, складывавшейся с 1890-х годов, в университете создали научный кабинет романской филологии имени В. Ф. Шишмарева. До конца 1960-х годов в этой квартире жили члены его семьи - известные ленинградские графики Т. В. Шишмарева, В. А. Власов и Б. В. Власов. В 1930-х годах в этом доме была квартира преподавателя Горного института Б. В. Бокия, впоследствии крупного шахтостроителя и исследователя физико-механических свойств горных пород. Кирку занимали различные организации. Последними среди них были в 1970-х годах - один из отделов ленинградского филиала института "Гидропроект" имени С. Я. Жука, а в 1980-х - фирма "Мелодия". В конце 1990 года вновь начались церковные службы. Перед ней в ноябре 1918 года к годовщине Октябрьской революции был открыт памятник "Красногвардеец", скульптор В. Л. Симонов. Возле него собиралось пополнение василеостровских отрядов Красной гвардии. Гипсовый монумент простоял пять лет. За улицей Репина - дом 3/16. Возведенный в первой половине XIX века, он первоначально был двухэтажным. В 1883 году архитектор А. И. Жоффрио надстроил его третьим этажом. Перестройка дома в 1907 году были проведена под руководством архитектора Б. И. Гиршовича. В 1900-х годах владельцем участка стал крупный банкир М. А. Соловейчик, директор Сибирского банка, член Совета фондового отделения Петербургской биржи. Помимо квартиры хозяина здесь была контора Общества Сызранско-Печорской асфальтовой и горной промышленности. В начале XX века тут жили университетский профессор истории В. В. Святловский и инженер-технолог А. В. Печаткин, владевший большой писчебумажной фабрикой на Уральской улице. В 1875-1876 годах на месте деревянного особняка архитектор К. К. Андерсон возвел пятиэтажный доходный дом для купца Ю. А. Ломача - 5. Среди тех, кто снимал здесь квартиры, в 1892-1894 годах был редактор первого в России научно-популярного журнала по метеорологии и климатологии "Метеорологический вестник" А. И. Воейков. К этому времени он был широко известен в стране и за рубежом как автор капитального труда "Климаты земного шара, в особенности России". Угловой участок 7/15 начал застраиваться в 1720-1730-х годах небольшими деревянными домами и службами. Во второй половине XVIII века он принадлежал портному Б. Риттеру. В 1777 году был приобретен секунд-майором Петровым, от которого в 1788 году перешел к статскому советнику И. В. Яворскому, а в 1791-м - к семье флотского кригскомиссара М. Б. Лебядникова. В 1780-х годах в доме Петрова жил садовник Розенкранц, продававший луковицы голландских тюльпанов и других цветов. Это был один из первых цветочных магазинов на Васильевском острове. Каменный дом в четыре этажа, на углу 2-й линии, был возведен для художника П. И. Шварца в 1861 году. Спроектировавший его видный петербургский зодчий Е. И. Винтергальтер в 1880-х годах сам стал его хозяином. В 1914 году для очередного владельца архитектор И. Б. Калиберда надстроил здание пятым, шестым и мансардным этажами. Среди жителей дома в 1920-1960-х годах был университетский профессор А. Ф. Добрянский, автор капитального исследования "Геохимия нефти". С 1890-х по 1910-е годы здесь находились скульптурные мастерские А. И. Вейценберга и К. И. Мекки. Словно поддерживая традицию, в этом же доме в 1950-1970-х годах жили скульпторы А. А. Айриев и Б. Я. Воробьев - автор фарфоровых фигурок животных, широко тиражировавшихся заводом имени М. В. Ломоносова. На углу 3-й линии каменный двухэтажный дом 9/6 появился еще в середине XVIII века. В 1820-х годах он принадлежал виноторговцу Завьялову, а в 1860-х перетлел к купеческой семье Кенигов. Ее винные погреба занимали подвал. В 1914 году вместо каменной ограды, выходившей на 3-ю линию, архитектор М. М. Синявер построил одноэтажные магазины. В советское время их помещения приспособили для производственных целей, уличные входы переделали в окна. Неоднократно реконстру
Большой проспект
Улицы Васильевского острова
Новости Васильевского района
| | | | | | | | | | | | | | | |
Сегодня:Среда06 февраля 2013 года
Интернет портал Василеостровского района Санкт-Петербурга
Большой проспект : Васильевский остров, ВО, стрелка, гавань, мосты, все районы петербурга, администрация, спорт, отдых, торговые и бизнес центры
Комментариев нет:
Отправить комментарий