Памятник великому Господарю средневековой Молдовы Штефану-чел-Маре. Снимок сделан в редкие для южного Кишинева часы снежной красоты. Памятник был сооружен в 1925-1928, и открыт в апреле 1928 года, во времена румынской оккупации Бессарабии. Бронзовая фигура Штефана, подобно колоколу в триумфальной арке, отлита из металла турецких пушек, захваченных в ходе русско-турецкой войны 1877-1878 гг., в которой Румыния была союзницей России. Как видно, "русские оккупанты" даже не подумали портить или разрушать этот монумент. В 1942 году, во время повторной оккупации, румынами был затеян ремонт памятника под тем предлогом, что "большевики повредили постамент". Доказательств умышленного его повреждения, разумеется, никто и никогда не видел. Два сильных землетрясения, в результате которых были повреждены сотни зданий города, прокатились по Молдавии в 1940 году. Они-то и были причиной смещения некоторых швов между камнями... В 1989-1990 румыно-молдавские националисты вновь затеяли ремонт постамента, который яко бы "за годы советизации потемнел и разрушился от выхлопных газов". Что за люди? Никакой фантазии...
В 1990 году, во время подъёма национального движения, эти мраморные доски были сорваны. Дыры, оставшиеся от креплений, долгое время контрастировали с тщательно отбеленным и отреставрированным памятником господарю Молдовы Штефану-чел-Маре, демонстрируя населению города избирательное отношение к истории, характерное для румыно-молдавских националистов. Вопрос о возвращении в арку колокола новыми властями даже не поднимался. Их действия диктовались необходимостью уничтожить любые символы "русской оккупации", а вовсе не желанием восстановить исторический облик зданий.
В советское время в нижнем ярусе арки были размещены мраморные доски с текстами на русском и молдавском языках: Приказ Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами СССР И.Сталина об освобождении Кишинёва от немецко-румынских оккупантов, указы Президиума Верховного Совета СССР о награждении Молдавской ССР и Кишинёва правительственными наградами, имена воинов Советской армии, удостоенных звания Героя Советского Союза за подвиги в боях на территории Молдавии в годы Великой Отечественной войны и имена Героев Советского Союза - уроженцев Молдавии.
Арка Победы (Триумфальная арка) в Кишиневе. Расположена на центральной площади Ленина (ныне - площади Великого национального собрания), напротив здания кабмина МССР. Сооружена в 1840 году для размещения колокола весом в 6,4 т, отлитого из трофейных турецких пушек.
Здание Совета Министров МССР и центральная площадь Кишинева перед ним, бывшая в 1990-1991 гг. местом "Великих национальных собраний". В советское время перед зданием находился памятник В.И.Ленину с трибуной для почетных гостей, позднее снесенный. Справа за обрезом этого фото, при входе в парк Пушкина (ныне парк Штефана-чел-Маре) располагается памятник великому Господарю Молдовы Штефану-чел-Маре, бывший местом постоянного и почти круглосуточного пикета националистов, начиная с весны 1989 г.
Их время пришло, все изменилось к лету 1989 года. Просторная территория вокруг здания стала местом пикетов и сборищ националистически настроенных молодчиков, обеспечивающих поддержку "своим" депутатам. Здесь, на ступенях здания и тротуаре проспекта Ленина (ныне бульвара Штефана-чел-Маре) под ними, избивали депутатов от русской оппозиции и прохожих.
Но на самом деле молдавский народ никаких чудес из стекла и бетона себе не хотел. Равно как и того, чтобы им управляли полчища администраторов, засевших в этом и других "чудесах". Люди с горечью наблюдали, как уходят традиции, привычная сельская жизнь, родной молдавский язык, прочно связанный с памятью детства. Их раздражала глухая граница с Румынией: коммунистические правители в Москве и Бухаресте не могли договориться, а молдаване платили за это многолетней разлукой с близкими. Русское население Молдавии всей этой горечи в полной мере не понимало. И не было толчка, чтобы понять, ибо историю профильтровали. Сотни пропагандистов на каждом заводе, в каждой аудитории, каждом классе твердили о создании "новой исторической общности - советский народ", о "советской социалистической культуре". Получалось, что никакую другую культуру понимать уже не надо. Тем самым национальное низводилось на уровень самодеятельности, развлечения для "современного советского человека", большую часть жизни проводящего в труде и на обрыдлых ему собраниях. Такое положение дел молдавский народ устраивать не могло. Вместе с этим, большие средства, выделяемые на культуру союзным правительством, шли на прокорм скороспелой "национальной интеллигенции", - тех же пропагандистов, - живущих взасос с партфункционерами и аппаратчиками. С одной стороны, они понимали потребности своего народа, а с другой - будучи бесталанными, но непомерно амбициозными, желали быть мессиями нового времени. Они уже знали, что такое деньги, за которые не надо гнуть спину на винограднике. И они знали, - большего им честным путем не достигнуть, московский "олимп" для них закрыт. Поэтому они были готовы сказать любую гадость, даже кинуть клич к погромам и восстанию. Нужно было только, чтобы пошатнулась Власть...
Новое здание Верховного Совета (Парламента) Республики Молдова в центре Кишинева уже стояло на своем месте к началу кризисных событий, являя собой один из образцов современной архитектуры 80-х, утверждающих за Кишиневом высокий статус столицы союзной республики. В доперестроечные времена работа Верховного Совета шла буднично. Никто не собирался под зданием, не выставлялось постов милиции. Трудно было даже предположить, что под благополучием богатой Молдавской ССР тлеет фитиль раздора.
Часть 1. Ты помнишь, как все начиналось?..
Учитывая односторонность и неполноту существующих альбомов, едва научившись ставить фото на сайт, хочу попытаться создать фотосборник, который отразил бы все течение Приднестровского конфликта, составленный из снимков, сделанных с обеих сторон. Надеюсь, меня не будут судить за эту попытку строго. Многие фото, особенно откопированные со страниц газет и журналов того времени, не будут хорошего качества.
С молдавской же стороны в наличии имеются гораздо лучшего качества видео и фотоальбом "Мосты огня. Черно-белая хроника одной войны" ('Poduri de foc. Cronica in alb-negru a unui razboi'. Chishinau, Editura ARC, 2002), изданный в 2002 году профессиональным фотокорреспондентом Тудором Иову (Iovu Tudor). С момента появления альбома фотографии из него используются молдавскими и румынскими авторами. Многие из фотографий альбома очень хороши, некоторые представляют собой надуманные сюжеты. Фото нередко снабжены необъективными, а иногда не соответствующими содержанию снимков подписями. Это делает "Мосты огня" оружием румынской антирусской пропаганды. Массововму российскому читателю этот альбом не известен.
Так или иначе, фото и кинодокументальная хроника с приднестровской стороны представляет собой собрание самых различных кадров, сделанных разными людьми, зачастую плохого качества, и несколько заунывных видеороликов под мрачную музыку, делающих упор на показ зверств националов, и тем нагоняющих на зрителя жуть и тоску.
По прошествии лет приходится сожалеть о том, что в руках не было фотоаппарата или видеокамеры, не было умения снимать фото и видео. Можно и нужно было научиться, материальный вопрос не стоял так, чтобы приобрести соответствующую технику было проблемой! Но... сначала мешали лень и расхлябанность, а потом к ним прибавилась осторожность. Ведь в период так называемой "необъявленной войны" с марта по июнь 1992 года человек с фотоаппаратом или видеокамерой был первой мишенью для тех, кто не хотел, чтобы правда о трагических событиях в Молдавии достигла глаз и ушей общественности. Например, телеоператор Н. Воздвиженский поплатился жизнью за свою попытку заснять обстоятельства перестрелки, неожиданно начавшейся 19 июня в Бендерах в районе городской типографии и городского отдела полиции.
Фотохроника Приднестровского конфликта.
ПРИДНЕСТРОВСКИЙ АЛЬБОМ
Годы событий: 1989-1992
Размещен: 04/07/2011, изменен: 13/04/2012. 41k.
(ashugo.dnestryanskiy92@gmail.com)
Приднестровский альбом, Ч.1. Ты помнишь, как все начиналось?
ArtOfWar. Днестрянский Иван. Приднестровский альбом, Ч.1. Ты помнишь, как все начиналось?
Комментариев нет:
Отправить комментарий